Главная
 
Паломничество
 
Святыни
  Галерея
  Ссылки
  Гостевая книга





 
 


Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь

Н. Пашко. Памяти Череменецкого монастыря.
1972.

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от г. Луги. Многие петербуржцы хорошо знают это место: долгое время здания монастыря и часть побережья занимала популярная в 70-х и 80-х Череменецкая турбаза.
Руины собора Иоанна Богослова. XVI в.К сожалению, сейчас от благоустроенной в свое время обители почти ничего не осталось: уцелевший в Великую Отечественную войну Иоанно-Богословский храм снесен уже после войны по прихоти местного чиновника, и сейчас от церкви остались только развалины, церковь Преображения Господня «обезглавлена» и долго использовалась под клуб…
Епархии обитель была передана в начале 90-х годов и некоторое время служила подворьем Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Самостоятельность монастырь получил в конце 1997 года, а чуть раньше здесь появились первые насельники.
Когда и кем основан монастырь, с точностью сказать трудно, но местное предание говорит по этому поводу следующее. В 1478 году, во время царствования Великого московского князя Иоанна III, на острове, где стоит теперь монастырь, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Князь, прослышав об этом явлении, очень обрадовался и повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Поэтому можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV века, но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.
В Новгородских писцовых книгах, относящихся к Шелонской пятине, можно найти сведения о том, что в 1581 – 1582 гг. среди построек монастыря были церкви, кельи, конюшни, мельница. Все они были деревянными, кроме Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь: главный собор и колокольня. Фото 1910 гг. собора.
В 1680 году монастырь сильно пострадал от нападения литовцев, были сожжены все монашеские кельи, а братия частью взята в плен, а частью побита. Правда, храмы сохранились и монастырские строения не пострадали: уцелели мельница, конюшенный двор и житница. В те времена обитель всегда была самостоятельной, только лишь в конце XVII столетия была попытка сделать ее приписной Вяжищскому Николаевскому монастырю под Новгородом. Однако за Череменецкую обитель вступились окрестные помещики, и обитель сохранила свою самостоятельность, хотя казна, бумаги и хлеб были вывезены в Вяжищи. Храмов в обители было два. Главный – пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI веке из белого известняка, стоял на высоком насыпном холме, посреди острова. Рядом находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Богословский собор имел над папертью высокую колокольню в виде восьмигранного столба, который венчался главкой с крестом.
К острову приплывали на лодках. Причал находился с южной стороны, там же находились и главные ворота. Всякий человек, пройдя через них, вскоре оказывался перед широкой каменной лестницей, огороженной чугунной решеткой. Поднявшись по ней и минуя по пути три площадки, он оказывался наконец перед собором и церковью. Они, поставленные рядом на выровненной вершине островного холма, возвышались над всеми окружавшими холм постройками.
Недалеко от главных ворот был устроен другой вход. Между воротами и входом в ограду монастыря была встроена гостиница. Неподалеку располагалась другая гостиница, перестроенная из хлебного амбара. За гостиницами по всему пологому скату был разбит фруктовый сад.
В конце XIX века был устроен третий вход в монастырь. Расположенный в юго-восточном углу острова, он стал главным. По перешейку, соединявшему остров с берегом озера, к нему вела дорога.
Вокруг островного холма со всех сторон стояли кельи, встроенные в ограду монастыря. В конце XIX века были выстроены каменная братская трапезная и братский корпус.
В монастыре были устроены мастерские – портняжная и сапожная. Были и хозяйственные заведения – хлебопекарня, квасоварня, ледник.
Хозяйственные постройки и огороды располагались на небольшом островке, позже присоединенном к главному острову. В начале XX века здесь было довольно много построек. Среди них: скотный двор, молочня, коровник, кузница, гумно с ригой, ледник, сенные сараи, бани и прачечные. Монастырь сам обеспечивал себя всем необходимым.
В 1903 году по проекту инженера-архитектора Н. Г. Кудрявцева было построено деревянное двухэтажное здание церковно-приходской школы. Монахи Череменецкого монастыря стали обучать крестьянских детей из окрестных деревень.
В 1914 году был утвержден проект того же инженера Н. Г. Кудрявцева (он также был автором Казанского собора в Луге и Троицкой церкви недалеко от Луги) постройки нового собора в византийском стиле. Однако в связи с войной работы так и не были начаты.
Главной святыней обители была явленная икона Иоанна Богослова. Она имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе рядом с образом Спасителя. В 1895 году Великий князь Константин Константинович подарил для иконы большую серебряную лампаду в память о последних посещениях монастыря. Сейчас чудотворная икона находится в Казанском соборе Луги, куда ее передали во время Великой Отечественной войны.
На аналое около иконостаса находился ковчежец с частицей Животворящего Древа и с частицами мощей святых. Были в храме также три образа Пресвятой Богородицы: Славянской, Печерской и «Всех скорбящих Радости». Последняя вместе с чудотворной иконой Иоанна Богослова участвовала в крестных ходах вокруг монастыря 8 мая и 26 сентября – в дни памяти Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и 1 мая в г. Лугу. Известно, что 1 мая на крестном ходе ежегодно присутствовал митрополит Вениамин (Казанский), будущий священномученик.
Храм Преображения Господня, имевший восьмигранный купол, был расписан внутри художником Чернышевым. В церкви было несколько красивых икон – Тихвинской и Иерусалимской Божией Матери и Преображения Господня.
Рядом с монастырем на острове Деревелец находилась каменная Успенская часовня, освященная в сентябре 1905 года.
При установлении штатов во время правления Екатерины II, в 1764 году, Череменецкая обитель оказалась «за штатом», на своем содержании. Казна монастыря складывалась из доходов от угодий, приношений богомольцев и частных пожертвований. Кроме того, в Петербурге на Моховой улице монастырь имел небольшую часовню, пристроенную к дому купца Т. О. Туранова.
Обитель никогда не была многолюдной, управлялась архимандритом. В начале века в ней подвизались около 20 монахов и 30 послушников. Была в монастыре своя гостиница для богомольцев и церковно-приходская школа.
С 1862 по 1866 год игуменом обители был ученик Игнатия Брянчанинова иеромонах Антоний (Алексей Поликарпович Бочков). Он родился в 1803 году в петербургской купеческой семье, получил образование в Иностранном пансионе в Петербурге. Сдав в аренду «бочковские» бани в Петербурге, принадлежавшие его отцу, и имея с этого значительные доходы, он отдал все свое время занятиям музыкой, литературой и живописью. А. П. Бочков – автор романтических повестей о прибалтийском рыцарстве «Красный яхонт», «Монастырь Св. Бригитты» и нескольких очерков о Ревеле. Был знаком с А. С. Пушкиным.
В 1827 году, после смерти жены, он дает обет принять иночество. Продолжительное время будущий пастырь странствует из обители в обитель и лишь в 1837 году становится послушником в Троице-Сергиевой пустыни у Святителя Игнатия (Брянчанинова). Принимает постриг (по одним источникам в 1844 году, по другим – в 1847-м). Путешествовал на Святую Землю в 1852, 1857 годах и затем написал книгу путевых записок «Русские поклонники в Иерусалиме». Отец Антоний писал религиозные стихи (автор поэмы «Зеленецкий лес»), состоял в переписке с Игнатием Брянчаниновым. Последние годы провел в покое в Московском Николо-Угрешском монастыре, хотя до этого три года (1868 – 1871) был на покое в Череменецкой обители. Преставился ко Господу 5(17) апреля 1872 года, заразившись тифом, оказывая помощь больным.
После революции в обители была создана сельхозартель, в которой трудились оставшиеся монахи. Другую часть монастыря занял детский интернат, отделенный от обители колючей проволокой. В 1930 году монастырь был окончательно закрыт и его здания отданы артели «Красный октябрь». Почти все иноки были арестованы. В последующие годы здесь находилась школа садоводства и с 1967 года (до конца 80-х годов) – Череменецкая турбаза.
Кладбище, на котором были похоронены местные дворяне и настоятели монастыря, полностью разрушено. В советское время надгробия «использовались по назначению» – они пошли на фундаменты домов в ближайших поселках…
Теперь, когда пришло время возрождения, освящена Преображенская церковь, частично отремонтированы уцелевшие кельи и гостиница. В 1995 году Инспекция по охране памятников начала работы по сохранению уцелевших конструкций Иоанно-Богословского собора. Жаль, что так поздно.

Адрес обители: 188273, Ленинградская область, Лужский район, Скребловская волость, п/о Скреблово, м. Череменец.
Тел. (272) 58-386
Настоятель: Игумен Митрофан (Осяк).

Праздники: Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8/21 мая и 26 сентября / 9 октября.

2002 Лавренец Никита.

Поддержка сайта,
идеи и их исполнение:
Румянцева Алиса

Hosted by uCoz